Как оформить европротокол при ДТП? Когда можно обойтись без уведомления ГИБДД? На какую сумму компенсации стоит рассчитывать в таких случаях? Разберемся в данной статье.
С помощью европротокола дорожное происшествие оформляется силами автомобилистов без вызова госинспекторов. Участники заполняют извещение об аварии — форму-приложение к договору обязательного страхования ОСАГО — и разъезжаются.
В первое полугодие 2016 г. доля выплат по таким актам составила 28%. В общей сложности было оформлено 225 000 случаев.
Несмотря на простоту заполнения формы и получения компенсации, европротокол до сих пор не в чести у российских автомобилистов.
Связано это с тем, что извещение — единственный документ, остающийся у участников. Оформленный с ошибками, он становится основанием для отказа СК в возмещении.
Автомобилисты имеют право самостоятельно оформить акт о ДТП при соблюдении всех следующих условий:
При подозрениях на скрытые повреждения машины необходимо вызывать госинспектора.
Если участники не могут найти ответственного за аварию, но солидарны в том, что произошло, это не станет препятствием к оформлению случившегося без вызова и уведомления ГИБДД. Обязанность водителей — зафиксировать обстоятельства, а определять виновника будет СК.
Пока выплаты по самостоятельно заполненному акту осуществляются только по ОСАГО.
В августе 2014 г. ЦБ РФ рекомендовал компенсировать ущерб и в соответствии с договорами добровольного автострахования, в том числе по КАСКО. Полноценно такую практику планируют ввести с 2017 г.
Извещение о ДТП — приложение к договору ОСАГО. Форма универсальна: ее можно скачать бесплатно с сайта СК или из других источников.
Приложение состоит из двух самокопирующихся частей. Лицевая сторона заполняется обоими автомобилистами ручкой или карандашом с нажимом — так, чтобы написанное отпечаталось на втором листе.
Пример заполнения европротокола (кликните, чтобы открыть полную версию).
Сначала вносится общая информация:
Далее каждый заполняет свою колонку:
1. марку, модель машины с VIN-номером и данными из свидетельства о регистрации;
2. ФИО и адрес собственника АТС;
3. ФИО и адрес автомобилиста (допустимо указать «тот же»);
4. контактный телефон;
5. данные из водительского удостоверения;
6.информацию о страховой компании и полисе;
7. место первоначального удара (указывается стрелкой);
8. характер повреждений (расписывается как можно более подробно. Например, не просто «передняя дверь с левой стороны», а «на левой передней двери вмятина в нижней части размером 20*20 см, глубиной в 3 см с царапиной до металла»);
В отдельном поле рисуется схема случившегося и обязательно ставятся подписи обоих водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий.
Далее листы протокола разъединяются, их обратные стороны автомобилисты заполняют самостоятельно:
Пример заполнения обратной стороны европротокола (кликните, чтобы открыть полную версию).
По закону, в течение часа участники должны отогнать ТС с проезжей части. Заявление можно заполнить уже после этого. Предварительную съемку обстоятельств (машины, их номера, окружающую обстановку, повреждения) производить не обязательно, но рекомендуется.
Принятые ограничения на возмещение — 50 тыс. руб. С октября 2016 г. были введены документы с размером компенсации до 400 тыс. руб.
Чтобы воспользоваться этот услугой, необходимо соблюсти ряд дополнительных условий:
В остальном оформление и получение выплаты производится в общем порядке.
Лист извещения должен быть направлен в страховую компанию в 5-дневный срок с момента происшествия. Оба водителя обязаны выполнить это условие.
Пострадавший — для того, чтобы получить возмещение, виновник — чтобы потом СК не взыскала с него в порядке регресса выплаченную сумму и в последующем не увеличила стоимость ОСАГО за нарушенные правила страхования.
Вместе с извещением подаются:
После получения заявления и документов в 5-дневный срок страховщик назначает дату и место осмотра авто.
В общем случае проверяют обе участвующие машины. Сотрудник компании составляет заключение, по которому СК устанавливает размер и производит компенсацию.
Несомненное достоинство европротокола — быстрота оформления происшествия. Водители заполняют форму и разъезжаются по своим делам в течение часа после аварии.
У него есть и минусы:
По статистике, 80% аварий на российских дорогах соответствует условиям европротокола.
Тем не менее большинство из них до сих пор оформляется по старинке, с помощью сотрудников ГИБДД. Часто водители не могут достичь согласия по поводу ответственности за случившееся и боятся ошибиться.
В таких случаях можно прибегнуть к помощи аварийных комиссаров. Эти специалисты грамотно заполнят извещение и помогут с получением страховой компенсации.