Генераторная установка обеспечивает бесперебойную работу электрооборудования транспортного средства при движении и заряжает АКБ путем преобразования в электрическую энергию механической. Важно следить за ее состоянием, чтобы не возникли проблемы в пути. Диагностировать и устранить неполадки генератора можно самостоятельно без привлечения специалистов, следуя пошаговым инструкциям.
Устройство и принцип действия генераторной установки
ВАЗ 2105 с завода оснащали генераторами Г-222 и 37.3701.
Между собой они отличаются роторными и статорными катушками и некоторыми составляющими. Генераторный узел представляет собой трехфазное устройство переменного тока, напряжение в котором возникает благодаря возбуждению выпрямителя и магнитов
Современные автомобили оснащают мощными осветительными приборами, различными электроприборами и другим оборудованием, требующим большого количества электроэнергии. Штатные генераторы, устанавливаемые на ВАЗ 2105, порой не справляются с такой нагрузкой. В качестве более мощного источника на «пятерку» можно устанавливать следующие варианты:
генераторная установка 9412.3701–03, устанавливаемая на ВАЗ 212114, выдает ток 110А;
генератор Г-2107–370101, выдает ток в 80 А;
агрегат от ВАЗ 2110, может выдавать ток 80 А и выше.
Для установки альтернативных устройств необходим дополнительный крепеж и внесение небольших изменений в электрические схемы.
Генератор состоит их следующих элементов:
Якорь (ротор), создающий магнитное поле за счет вращения катушек.
Статор. В его обмотках возникает переменный ток, поступающий на диодный мост.
Алюминиевый корпус, состоящий из двух крышек. В нем специально выполнены отверстия для отвода тепла.
Щетки служат для подвода напряжения к контактным кольцам ротора. Крепятся в специальном щеткодержателе.
Регулятор напряжения – реле, не допускающее превышение выходного напряжения выше 14,2–14,6 В.
Диодный мост (выпрямитель) выполняет функцию преобразования переменного тока, поступающего с ротора, в постоянный. Состоит из 6 кремневых диодов.
Два подшипника, на которых вращается статор.
Генератор расположен в подкапотном пространстве справа от силового агрегата. Работает благодаря коленчатому валу через ременную передачу.
Диагностика генератора и причины неисправностей
Хотя вазовский генератор является надежным узлом, со временем детали изнашиваются, что приводит к перебоям в работе установки. О неполадках генератора говорят следующие признаки:
Не тухнет или мигает индикатор на приборном щитке, сигнализирующая о зарядке АКБ.
Вырабатывается ток с низким напряжением.
Выкипает электролит в аккумуляторной батарее.
Посторонние звуки при работе генераторного узла.
Плавятся провода генераторной установки.
Диагностику можно выполнить несколькими способами:
С помощью мультиметра. Выставляем прибор для измерения напряжения. Выполняем замеры на поступающее напряжение. Значение должно находиться в переделах 13,8–14,5 В. Далее проверяем напряжение на контактах аккумуляторной батареи, которое должно отвечать паспортным данным. Далее проверяем якорную обмотку, положительные и отрицательные диоды и конденсатор.
На стенде проводить диагностику в домашних условиях можно при наличии необходимого оборудования, но чаще всего она проводится на автосервисе.
Осциллографом. Прибор позволяет определить неисправность агрегата по форме сигнала.
На первой схеме генератор исправен, на второй вышел из строя один из диодов, на третьей – обрыв в диодной цепи.
Если возникли проблемы с обмотками, следует поменять провода. Чаще всего обрыв происходит недалеко от контактных колец, поэтому нужно проверять пайку на концах обмотки. Для устранения неполадки отматывается виток обмотки, снимается отломанный конец и к контактному кольцу отмотанный провод.
Если поступающее напряжение слишком высокое или низкое, причина в неисправном регуляторе, его необходимо заменить. Если генераторный узел исправен, а сигнализационная лампочка горит, это говорит о неисправном диоде питания лампочки. Проблема решается путем замены диода.
Если при работе генераторного узла слышаться посторонние шумы причина в изношенности подшипников. Нужно разобрать узел и заменить изношенные детали.
Демонтаж и ремонт генератора
Начинаются работы со снятия генератора. Для этого необходимо подготовить следующие инструменты:
набор головок;
набор ключей;
вороток;
трещотку;
молоток;
удлинитель.
После долгой эксплуатации крепеж прикипает, поэтому места креплений перед разборкой лучше смазать WD-40.
Снимаем генераторную установку
Демонтаж агрегата на ВАЗ 2105 выполняется поэтапно:
Обесточиваем автомобиль, сняв отрицательную клемму с АКБ. Отсоединяем провода от генераторного узла, предварительно запомнив, как они были присоединены.
Откручиваем крепежную гайку на кронштейне, ослабляем натяжение ременной передачи и снимаем ремень.
Опустившись под авто, откручиваем с помощью трещотки нижнюю гайку.
Молотком через деревянную надставку выбиваем болт, извлекаем его из узла.
Теперь отводим генератор в сторону и снимаем его. Удобнее это делать снизу.
Переходим к ремонту демонтированного узла.
Разбираем и ремонтируем генератор
Из инструментов кроме набора ключей, необходимо приготовить крестовую отвертку, специальный съемник для подшипников.
Процедура разборки представляет собой последовательность шагов:
Сначала очищаем генератор от грязи, масла и пыли, смазываем крепления WD-40.
Откручиваем отверткой болт, фиксирующий регулятор напряжения на корпусе.
Вынимаем реле и щетки. Если уголки имеют поношенный вид, меняем их при сборке.
С помощью отвертки фиксируем ротор от проворачивания, откручиваем крепежную гайку на шкиве генераторной установки.
Фиксируем ось, чтобы не проворачивалась, и демонтируем нужные элементы: шайбы, крыльчатку и шкив.
Далее сбиваем с оси якоря шпонку и снимаем шайбу.
Выкручиваем гайку, которая держит клемму на кондиционере и отсоединяем контакт. Выкручиваем крепления конденсатора и демонтируем его.
Чтобы не ошибиться с расположением деталей при сборке, ставим на них соответствующие метки.
Для разъединения деталей корпуса откручиваем крепежные элементы и вынимаем их.
Снимаем переднюю часть узла.
Если при вращении обнаружен люфт, меняем подшипники. Они находятся в передней крышке и удерживаются пластиной. Откручиваем крепеж и снимаем пластину. Выдавливаем из гнезда изношенный подшипник и запрессоываем с помощью куска металлической трубы подходящего диаметра новую деталь.
Сняв упорное кольцо с ротора, фиксируем вал в тисках и сдергиваем заднюю часть с статорными катушками.
Отсоединяем якорь от статора.
Второй подшипник снимаем с помощью съемника и запрессовываем новый, используя подходящую проставку.
Откручиваем крепеж контактов катушки и блока выпрямителя. С помощью отвертки вынимаем статорные кольца.
Демонтируем диодный мост. Если обнаружилось, что один из диодов неисправен, меняем пластину с диодами.
Вынимаем из диодного моста болт, снимающий напряжение на АКБ.
На задней части корпуса выкручиваем болты крепления выпрямителя и клемм катушек.
Меняем необходимые детали и производим обратную сборку.
На ВАЗ 2105 проблемы с генератором возникают редко. В основном работы по обслуживанию заключаются в замене и подтягивании ремня, а также к замене вышедших из строя щеток или реле-регулятора напряжения при неполадках с зарядкой АКБ.