Генератор и аккумуляторная батарея – основные источники электропитания автомобиля. Генераторная установка обеспечивает электроэнергией при работающем двигателе и заряжает аккумулятор. От ее исправности зависит не только стабильная работа электроприборов, но и степень зарядки АКБ. На ВАЗ 2101 можно самостоятельно диагностировать и устранить неисправности. Важно разобраться с устройством агрегата.
В основе действия генератора лежит явление электромагнитной
индукции, благодаря которому вырабатывается переменный ток. Оборудование и
приборы авто потребляют постоянный ток. Поэтому с помощью специального
выпрямителя переменный ток преобразуется в постоянный. Основное назначение генератора
– бесперебойная подача электроэнергии потребителям и зарядка аккумуляторной
батареи.
Расположена генераторная установка в моторном отсеке с правой
стороны от силового двигателя ближе к радиатору. Запускается и работает за счет
вращения коленвала, которое передается через клиновидный ремень.
На ВАЗ 2101 с завода устанавливался генератор Г-221 с такими
техническими характеристиками:
Вращается ротор в правую сторону относительно корпуса двигателя.
Штатный генератор не справляется с нагрузкой, если на
автомобиль устанавливаются дополнительные электроприборы. Его можно заменить
аналогом с ВАЗ 2105, 2106 и 2107. Для установки достаточно штатного крепления.
Можно взять агрегат от Нивы или иномарки, но потребуется значительные
доработки.
Генераторная установка состоит из:
Подключение осуществляется по однопроводной схеме.
Якорь с запрессованной в него стальной втулкой играет роль сердечника электромагнита. Он вращается в двух подшипниках. Один из них запрессован в крышке, второй сидит на валу якоря.
Установленный на вал шкив передает момент вращения от коленвала ротору через ременную передачу. На его поверхности имеется крыльчатка, которая обеспечивает естественную вентиляцию, предохраняя от перегрева.
Материал пластин сердечника статора – электротехническая сталь. В пазах пластин уложена медная проволока. Статорное устройство состоит из трех обмоток, в каждой имеетя две катушки. Чтобы увеличить электрическую прочность, устройство пропитано лаком.
Контролирует выходное напряжение генератора реле регулятора, представляющее собой электрическую схему. Расположено оно на задней крышке агрегата.
Переменный ток преобразуется в постоянный с помощью полупроводникового моста. Он состоит из 6 диодов, они должны быть все исправны, иначе установка не будет работать.
Для самостоятельной проверки генератора нужно завести мотор,
поднять капот, довести обороты 1,2-1,3 тыс. об/с, открыв воздушную заслонку.
Если при отсоединении клеммы от АКБ, двигатель заглох, то генератор вышел из
строя. Это говорит о том, что мотор работает от аккумулятора.
Более точную проверку работоспособности генераторной
установки проводят на стенде СТО или с помощью осциллографа. Но можно провести
диагностику и в домашних условиях с помощью мультиметра. Для проведения
проверки необходим будет помощник. Один человек находится за рулем в салоне, второй
следит за показаниями тестера в моторном отсеке.
Диагностика состоит из последовательности действий:
Неисправность генераторной установки можно диагностировать по признакам.
Неисправность | Устранение |
Горит индикатор зарядки АКБ | |
Проскальзывает ремень подвесного оборудования | Проверить натяжение ремня. Если износ значительный, необходима замена |
Сломалось реле контрольной лампочки зарядки аккумулятора | Исправность реле проверяют мультиметром. Если неисправно, меняют |
Сильно износились щетки | Меняют все щетки |
Обрыв в одной из обмоток статора | Разбирается генератор и производится зачистка всех деталей |
Короткое замыкание в электросхеме выпрямителя | Заменить диодный мот или сгоревший элемент |
Не заряжается АКБ | |
Провис ремень | Отрегулировать натяжение клиновидного ремня либо заменить |
Сломалась аккумуляторная батарея | Замена устройства |
Стал слабым крепеж проводов, идущих от генератора к АКБ, повредились наконечники на проводке | Почистить клеммы, поставить новые наконечники |
Вышло из строя реле регулятора напряжения | Следует зачистить контакты и проверить поводку |
Посторонние шумы в генераторе при работе двигателя | |
Ослабли крепежные гайки на шкиве | Подтянуть крепления, проверить соединения |
Замыкание в обмотках статора | Меняется статор в сборе |
Износились подшипники | Необходима разборка установки и замена подшипников |
Скрипят щетки | Зачистить поверхности щеток и контакты |
Закипает АКБ | |
Короткое замыкание в регуляторе | Заменить реле регулятора |
Закончился срок службы АКБ | Заменить аккумулятор |
Ремонтные работы условно можно разделить на 5 этапов:
Из инструментов для демонтирования генератора с автомобиля ВАЗ 2101 нужно
приготовить набор рожковых ключей и монтажная лопатка. Работы будут проводиться
под машиной, поэтому понадобиться смотровая яма, подъемник или эстакада.
Процедура состоит из последовательности действий:
Как снять генератор ВАЗ классика.
Если планируется ремонт агрегата, то приступаем к его
разборке. Если принято решение о замене, то устанавливается новый генератор и
производится обратная сборка.
Перед разборкой снятый аппарат нужно очистить чистой ветошью
от пыли и различных загрязнений.
Для разборки готовим инструментарий:
Алгоритм разборки следующий:
Этап дефектовки предполагает выявление и замену неисправных
деталей генераторной установки. Некоторые работы по восстановлению
работоспособности агрегата можно выполнить на этапе разборки. При осмотре
элементов нужно обратить на износ поверхностей, наличие нагара на контактах и
проводах. Внутри генератора не должно быть следов рабочих жидкостей, грязи.
Если на деталях обнаружены дефекты в виде зазубрин, сколов, трещин или другие
повреждения, детали необходимо заменить новыми.
После полной сборки необходимо отрегулировать натяжение клиновидного
ремня вспомогательного оборудования. Он располагается в передней части
моторного отсека и связывает шкивы подвесного оборудования: коленчатого вала,
генераторной установки, помпы. Если ремень неправильно натянут, это влияет на
работу электрооборудования. Степень натяжения проверяется путем надавливания на
ремень в свободном месте. Он не должен прогибаться более 1,5 см.
Благодаря простоте конструкции генератора ВАЗ 2101 провести диагностику неисправностей и выполнить замену дефектных деталей может даже начинающий водитель. Важно следить за исправностью генераторной установки, иначе может отказать электрооборудование и можно остановиться в пути при полной разрядке аккумулятора.
Разборка генератора ВАЗ 2101.