Не секрет, что одним из первостепенных факторов при выборе автомобиля является расход топлива.
Традиционно самыми экономичными считают компактные малолитражные модели, отличающиеся простотой и надежностью конструкции, а также демократичной ценой.
Едва ли не самая популярная из них – Daewoo Matiz, а ведь ее первому поколению в этом году исполняется 20 лет. В течение этого времени модель пережила немало рестайлингов и ребрендингов, превратившись в итоге в современные Chevrolet Spark и Chevrolet Ravon R2.
Классические модификации под брендом «Daewoo» сегодня производятся исключительно в Узбекистане на заводе УзДэу. Мы предлагаем познакомиться с основными разновидностями классического Матиза и рассмотреть факторы, влияющие на их топливную экономичность.
Первоочередным фактором, определяющим номинальные значения расхода, являются конструктивные особенности и комплектация автомобиля.
Вот четыре основных модификации, свойства которых будут подробно описаны ниже:
Помимо указанных характеристик, важно техническое состояние автомобиля, особенно – силового агрегата и трансмиссии.
Так, мотор с изношенной цилиндро-поршневой группой и неисправностями системы питания, а также падением КПД трансмиссии (например, из-за механического износа сцепления и шестерен КПП), способны привести к увеличению расхода топлива почти вдвое.
Многое зависит от режима и стиля вождения. Режимы учитываются в справочных данных (городской, загородный и смешанный), а вот учитывать индивидуальные особенности вождения можно лишь на практике.
Обычно неопытный водитель ошибается в выборе передачи или скоростного режима, что повышает расход на 5-20%.
Двигатели объемом менее 1000 см3 на современных автомобилях встречаются крайне редко. На что же способны суммарные 796 см3 трехцилиндрового «движка» Матиза?
В таблице ниже приведены значения основных эксплуатационных показателей в зависимости от типа КПП, включая расход топлива Дэу Матиз 0.8 механика и 0.8 автомат.
Показатель | Daewoo Matiz 0,8 МКПП | Daewoo Matiz 0,8 АКПП |
Максимальная скорость, км/ч | 144,0 | 128,0 |
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с | 16,0 | 18,2 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 7,4 | 8,0 |
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км | 5,0 | 5,5 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км | 6,1 | 6,7 |
Для городского автомобиля показатели неплохие, но очевидно, что для трассы трехцилиндровый мотор слабоват, а указанные значения «загороднного» расхода едва ли стоят тех неудобств, которые доставит низкая динамичность.
Особенно актуально это замечание для версий с гидротрансформатором. Возможно, увеличение объема ДВС поможет решить эту проблему? Посмотрим.
Увеличение объема двигателя, обеспечивающее Матизу существенную прибавку в мощности, на расходе топлива отражается не так явно, как у большинства других автомобилей.
Экономить позволяет применение более эффективных конструкторских решений на этапах разработки и изготовления элементов ДВС.
В частности, мотор приобретает привычную четырехцилиндровую компоновку вместо трехцилиндровой системы 0,8-литрового ДВС, снижаются значения частоты вращения коленвала при максимальной мощности и максимальном крутящем моменте (до 5400 и 4200 об/мин против 5900 и 4600 об/мин соответственно), появляется система распределенного впрыска.
Автоматическая коробка передач для автомобилей повышенной мощности не предлагается – покупателям доступна только классическая пятиступенчатая механика. Это тоже позволяет экономить бензин.
Расход топлива Дэу Матиз на 100 км и прочие эксплуатационные характеристики версий с двигателями объемом 995 см3 и 1148 см3 литра приведены в таблице:
Показатель | Daewoo Matiz 1,0 | Daewoo Matiz 1,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 144,0 | 157,0 |
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с | 14,5 | 13,7 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 7,5 | 8,4 |
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км | 5,4 | 5,5 |
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км | 6,4 | 6,6 |
Как следует из указанных значений, обе модификации в смешанном цикле потребляют меньше топлива, чем 0,8-литровый Matiz с АКПП. При этом обеспечивается рост приемистости и динамичности хода, оптимизируются тягово-скоростные характеристики.
Однако подобные преимущества отражаются на цене автомобиля, что заставляет многих делать выбор в пользу микролитражки и искать способы снижения ее «аппетита».
Микролитражки обладают отличным потенциалом для повышения топливной экономичности – малые рабочие объемы цилиндров, небольшая собственная масса автомобиля и относительно простые задачи, которые ставятся перед ним, позволяют эффективно применять следующие методы:
Часто используются присадки к топливу, обеспечивающие, якобы, до 20% экономии. Фактически расход топлива Дэу Матиз действительно снижается на 0,1-0,4 л на 100 км, однако происходит это за счет избыточной перегрузки деталей двигателя.
В результате снижается их ресурс, увеличиваются затраты на обслуживание и ремонт. Поэтому применение присадок, равно как и бензина с чрезмерно высоким октановым числом, является крайне нежелательным.
Подводя итоги, заметим, что расход топлива у Daewoo Matiz с различным объемом двигателя отличается несущественно, что позволяет подобрать требуемую мощность и динамичность, не теряя крупные суммы на бензине.
Исключением являются модели с автоматической коробкой передач – платой за комфорт будет избыточный расход топлива.