Характеристика датчика детонации: его назначение, виды и замена своими руками
Автомобили сегодня оснащаются различными девайсами и устройствами, призванными улучшить качество работы двигателя и следить за работоспособностью основных узлов. Одним из таковых устройств является датчик или регулятор детонации, которым оборудуются все современные и автомобили более старшего поколения. Подробнее о назначении и неисправностях вы сможете узнать ниже.
Описание ДД
Где находится датчик детонации, что такое это за устройство, на что оно виляет и каков его принцип действия? Для начала ознакомимся с основным описанием.
Назначение и разновидности регулятора
Где может стоять и за что должен отвечать контроллер? Чтобы предотвратить возможное появление детонации в силовом агрегате, мотор оснащается детонационным датчиком. Его предназначение заключается в определении детонации в цилиндрах мотора и предупреждении об этом явлении ЭБУ. Блок управления автоматически снизит угол опережения, то есть сделает зажигание более поздним, в результате чего детонация прекратится.
Схема конструкции автомобильного ДД
Следует отметить, что для функционирования ДД применяет одну из характеристик детонационного сгорания. Само сгорание, появляясь в моторе, способствует большим нагрузкам и в результате водитель сможет слышать металлический стук «пальчиков», а также вибрацию. Детонация при запуске двигателя — достаточно распространенное явление, особенно в отечественных автомобилях, поэтому использование ДД позволит избежать возможных проблем.
Существует несколько видов устройств:
- резонансный;
- широкополосный.
Причем последние на сегодняшний день более популярные. Широкополосные устройства изготовлены в виде большой шайбы с соответствующими выводами для подключения к электросети. Где стоит датчик детонации — зависит от производителя, но обычно этот регулятор можно найти непосредственно на силовом агрегате — фиксируется он при помощи болта. Что касается резонансных устройств, то они по внешнему виду похожи на контроллеры давления моторной жидкости и фиксируются они при помощи резьбы.
Конструкция и принцип действия
Расположенный на двигателе ДД состоит из двух половинок корпуса внешней и внутренней. Во внутренней имеется отверстие для винта, который фиксирует устройство. В самом корпусе можно увидеть пьезокерамическую шайбу, подключенную к проводке, которая идет к контактам, изолятору, а также металлическому грузу. Непосредственно на самом выходе можно увидеть резистор для регулировки.
Демонтаж ДД с двигателя
Как работает датчик детонации? В этом нет ничего сложного — если зажигание выставлено правильно, то детонации не будет, соответственно, не будет и вибрации. Груз фактически не будет воздействовать на пьезовый элемент, соответственно, последний не будет вырабатывать импульсы. Но если в системе появится детонация, то груз начнет воздействовать на шайбу, соответственно, значение сигнала возрастет. Когда импульс достигнет определенного значения, он попадет на электронный блок, последний, в свою очередь, будет регулировать зажигание.
Признаки неисправности
ДД может не ответить блоку управления по разным причинам. Основными признаками неработоспособности механизма являются снижение мощности двигателя, а также повышенный расход топлива. Но такие симптомы возможны и при других поломках системы. Когда блок управления определяет, что регулятор нерабочий, он начинает работать в аварийном режиме, то есть он выставит зажигание более поздним, а это позволит избежать детонации. В результате это чревато большим расходом горючего и падением мощности.
Также признаком неисправности ДД является индикатор Check на приборной панели — он может не только гореть всегда, но и кратковременно появляться при высоких нагрузках, которые могут быть не так заметны (автор видео — канал IZO)))LENTA).
Проверка работоспособности
Проверка датчика детонации может быть произведена несколькими способами:
- Один из них — измерение сопротивления регулятора. Для этого к его контактам нужно подсоединить мультиметр, который заранее следует выставить в режим измерения сопротивления до 2 кОм. Когда тестер будет подключен, на экране появится значение сопротивления. С помощью гаечного ключа вам нужно несильно постучать по корпусу — пьезоэлемент должен срабатывать в этот момент, в результате чего сопротивление возрастет. Если ДД исправен, то после увеличения показателя сопротивление должно вернуться к изначальному значению.
- Еще один способ позволит более точно получить результат диагностики. Заведите двигатель и с помощью тахометра установите обороты в районе 1500-2000 в минуту и желательно, чтобы они были стабильными. После этого доберитесь до ДД — вам также понадобится постучать по нему. Если регулятор в рабочем состоянии, то он воспримет такие вибрации за детонацию и отдаст соответствующую команду блоку управления. Последний, в свою очередь, проведет корректировку угла, что приведет к снижению оборотов мотора в целом, а когда вы перестанете стучать, обороты вернутся до изначального значения.
Инструкция по замене
- Замена датчика детонации может быть проведена своими руками, вся процедура осуществляется только на остывшем моторе, также надо будет отключить АКБ перед заменой. Действия по замене могут отличаться в зависимости от конкретной модели транспортного средства, но вам необходимо получить доступ к регулятору.
- Найдя устройство, его нужно снять, обычно для этого требуется гаечный ключ. Но перед снятием отключите его от цепи питания.
- После демонтажа на место вышедшего из строя ДД ставится новый контроллер, процедура сборки осуществляется в обратной последовательности.
Видео «Что нужно знать о замене ДД»
Более подробно процедура замены автомобильного ДД описана на видео ниже (автор — канал TheLadaGranta).