Моторное масло для двигателя: как правильно выбрать



Моторное масло для двигателя: как правильно выбрать

Моторное масло – один из основных расходных материалов. Его регулярная замена обеспечит надежную и долгую работу двигателя. Но для этого нужно выбрать качественное масло. Оно должно иметь характеристики, отвечающие требованиям производителя автомобиля и условиям, в которых он будет эксплуатироваться.

Требования к моторным маслам и их основные характеристики

Моторное масло – смазывающий материал, служащий для снижения
трения между трущимися деталями и узлами, и отводящий тепло от двигателя. Чтобы
оно долго и качественно выполняло свои функции, оно должно соответствовать
конструктивным особенностям двигателя и эксплуатационным условиям. К
современным смазкам для мотора предъявляются определенные требования:

  • высокие моющие способности к удалению
    загрязнений, обеспечивающие чистоту деталей мотора;
  • устойчивость к старению;
  • необходимые противоизносные качества, которые
    обеспечивает прочная масляная пленка, покрывающая детали;
  • устойчивость к высоким температурам и
    термоокислительным процессам, позволяют использовать масло для охлаждения
    поршней и использовать его в картере при предельных температурах;
  • совместимость с материалами, из которых
    изготовлены уплотнители;
  • невысокая вспениваемость;
  • вязко-температурные характеристики, позволяющие
    холодный запуск, покачивание холодного мотора;
  • не оказывают коррозийного воздействия на
    материал деталей силового агрегата.

Моторное масло характеризуется
такими свойствами:

  • вязкостью;
  • зольностью;
  • коксуемостью;
  • содержанием воды;
  • щелочным числом;
  • содержанием механических примесей;
  • моющими свойствами;
  • температурой вспышки и застывания;
  • цветом и прозрачностью.

Оценка свойств масла выполняется в лабораторных условиях с
помощью специальных устройств и химических реактивов.

Классификация масел для двигателя

По химическому составу и базовой основе все смазки
разделяются на три группы:

  1. Минеральные. Получены переработкой нефти. Не
    имеют добавок. Используются для устаревших моделей. Большое влияние на вязкость
    оказывает температура. Цена продуктов этой категории самая низкая.
  2. Полусинтетические. Это смешанные масла,
    состоящие из очищенной, обработанной нефти и синтетической основы.
  3. Синтетические. Получены путем органического
    синтеза различных веществ. Могут быть получены из нефтепродуктов, но с глубокой
    переработкой сырья.

Эксплуатационные свойства синтетического масла почти не меняются при даже большом пробеге, но стоит оно дороже. Минералку и полусинтетику приходится менять чаще. Синтетика также позволяет сэкономить на расходе топлива.

Моторное масло для двигателя: как правильно выбрать

Существует классификация по вязкости – SAE, разработанная Обществом
Автомобильных Инженеров. По этой классификации смазывающие жидкости бывают:

  • зимними;
  • летними;
  • всесезонными.

По маркировке масла можно судить при каких температурных режимах его можно использовать. На зимних маслах в маркировке присутствует буква W. Цифры показывают диапазон, в котором применяется смазка. Всесезонное масло маркируется через дефис. Первая цифра указывает вязкость при низких температурах, гарантируя пусковые свойства, а вторая определяет летний диапазон температур.



Моторное масло для двигателя: как правильно выбрать

Американский институт нефти разработал свою спецификацию – API, по которой масла разделяются в зависимости от типа мотора и условий применения. Первая буква в маркировке определяет тип двигателя (С – дизель, S – бензиновый). Вторая отвечает за уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше буква в алфавите, тем выше ее характеристики. Есть универсальные масла, подходящие для обоих типов двигателей, они маркируются через косую черту.

Моторное масло для двигателя: как правильно выбрать

Критерии выбора масла

Перед приобретением смазки для мотора нужно заглянуть в
инструкцию, чтобы узнать, какие масла рекомендует производитель. Исходя из этих
рекомендаций следует выбирать смазывающую жидкость. Основным критерием при
выборе масла является вязкость. Для регионов со средним климатом, где мягкие
зимы и нет летней жары, лучше использовать всесезонное масло 10W. Оно подходит
почти для всех марок авто. В местах с сильными морозами предпочтение нужно
отдать смазке с маркировкой 5W. При эксплуатации машины в условиях сильной жары
заливают масло 10W.

В машинах с новым двигателем рекомендуется использовать
смазывающую жидкость 0W20 или 5W30, так как отсутствует износ. При пробеге,
составляющем более 50% заложенного ресурса, предпочтение следует отдать моторному
маслу 5W40. Значительный износ компенсируется повышенной вязкостью смазки.

В современные силовые агрегаты лучше заливать масло самой
низкой вязкости, имеющей низкие энергосберегающие характеристики и экономящей
горючее. Обычно с завода в двигатель заливают жидкость с вязкостью не
превышающей 30. В старые моторы заливают смазку с высоким уровнем вязкости.
Вязкость, которая необходима для определенного автомобиля указана в мануале.

Если выбрать несоответствующее масло, это грозит большими
проблемами и может привести к капитальному ремонту двигателя. Поэтому к выбору
смазывающих материалов следует подходить очень серьезно и руководствоваться,
прежде всего, рекомендациями производителя.

Важно следить за состоянием и уровнем моторного масла. Если
уровень ниже допустимого, необходимо доливать такое же масло, которое залито в
двигатель. Замену смазывающей жидкости рекомендуется выполнять через каждые 15
тыс. км пробега. Но главным критерием должно быть его состояние. Если оно
темное, содержит много механических примесей, то его меняют не зависимо от
пробега. От качества моторного мала зависит эффективность работы двигателя и
срок его эксплуатации.

Как правильно выбрать моторное масло.