Хотя цепь газораспределительного механизма ВАЗ 2106 имеет большой ресурс, со временем она изнашивается. При значительном износе ее нужно срочно менять. Процедура замены трудоемкая, но, если знать устройство узла и следовать пошаговой инструкции, ее можно выполнить собственноручно в домашних условиях.
Для чего нужна цепь ГРМ и ее характеристики

Старые модели ВАЗ 2106 оснащались механическим плунжером
натяжного устройства, в котором шток выдвигает пружина. В новых модификациях
устанавливаются плунжера гидравлического типа, они работают за счет давления
масла. Цепь должна быть всегда натянута для корректной работы двигателя.
Натяжка осуществляется с помощью полукруглого башмака,
который подпирает элемент слева. К цепи также примыкает пластина успокоителя.
От соскакивания цепи с нижней звездочки в случае значительной растяжки
уберегает металлический ограничитель, находящийся на блоке цилиндров. Когда
вращаются элементы привода, на цепь с разных сторон давит башмак и успокоитель.
Цепной привод ГРМ в силовом агрегате ВАЗ 2106 выполняет
следующие функции:
- передает вращательный момент от коленвала к
распредвалу, который регулирует положение впускных и выпускных клапанов ГБЦ; - вращает вал трамблера;
- шестерня в середине обеспечивает работу
масляного насоса.
Количество звеньев зависит от типа установленного двигателя.
На шестые модели устанавливались силовые агрегаты объемом 1,3, 1,4 и 1,6. Длина
хода поршня для моторов 1-го вида равна 66 мм, для двух других – 80 мм. В
зависимости от объема силового агрегата берется цепь определенного размера:
- 1,3 л – 114 звеньев;
- 1,5 и 1,6 – 116 звеньев.

При покупке цепи легко проверить количество звеньев, не занимаясь их пересчетом. Расправить изделие в длину так, чтобы половинки плотно прилегали друг к другу. Если концы легли одинаково, то количество звеньев 116, у короткой цепи крайнее звено будет повернуто под некоторым углом.

Определяем необходимость замены цепи
Эксплуатационный срок цепи ГРМ достаточно большой и
составляет около 100 тысяч километров пробега. С течением времени при
эксплуатации машины цепь постепенно растягивается. При этом металлические
звенья не деформируются, стираются их шарниры, появляется люфт, образуются
зазоры. Для небольшого участка эта выработка незаметна, но, если взять в целом
по цепному приводу, длина детали значительно увеличится.
Степень изношенности цепного привода определяется по таким
симптомам:
- Из-под крышки клапанов слышны посторонние звуки.
Если цепь слишком растянута, раздается громкое бряцанье. - Демонтировав клапанную крышку, проверяется
совпадение выступа на шкиве коленчатого вала с меткой на шестерне распредвала.

Если есть смещение хотя бы на 1 см, это
говорит о растяжении цепи.
- Выполнив натяжение цепи, запускают двигатель и по
новой выставляют метки. При существенном удлинении, эти действия не приведут к
нужному результату, плунжерное устройство не может убрать слабину. - Сняв крышку клапанов, проверяют, в каком
техсостоянии находится успокоитель. Бывают случаи, когда слишком растянутая
цепь обрывает накладку или срывает весь элемент полностью. Если оборван успокоитель,
происходит трение цепи о корпус ГБЦ, в нем образуется канавка.
Цепь, которая растянулась на более чем 10 мм, может
перескакивать через несколько звеньев по шестерням. Перепрыгивание через одну
секцию чревато нарушением фазы газораспределения. В этом случае двигатель
вибрирует при любом режиме работы, часто глохнет, значительно падает его
мощность. Признаки проявляются в виде выстрелов в выхлопную трубу или
карбюратор. Не помогает убрать вибрацию регулировка зажигания и подачи топлива.
При перескакивании на 2-4 зуба мотор глохнет и больше не
запускается. Самая неприятная ситуация, когда поршни встречаются с клапанами
из-за нарушения фаз газораспределения. Это грозит капитальным ремонтом
двигателя.
Подготовка к замене: материалы, инструменты и разборка
При долгой эксплуатации силового агрегата изнашивается не только цепной привод, но и некоторые, связанные с ним элементы:
- изнашиваются зубья шестеренок;

- приходят в негодность накладки натяжителя и
успокоителя.
Процесс разборки несложный, но очень трудоемкий: приходится
откручивать большое количество гаек и болтов, демонтировать несколько узлов и
деталей. Поэтому целесообразно менять все изношенные элементы, в том числе
шестеренки. Специалисты рекомендуют менять комплект ГРМ на «шестерку» и
несколько дополнительных элементов, набор состоит из следующих деталей:
- цепи ГРМ подходящего размера;
- башмака натяжителя;
- трех шестеренок;
- успокоителя;
- переднего сальника и шпонки шкива коленвала.
Понадобится высокотемпературный герметик. Шпонка шкива часто теряется при ремонте, а без нее сборка невозможна. Поэтому имеет смысл купить запасную, стоимость ее небольшая.

Из инструментов нужно подготовить:
- набор ключей;
- накидную головку на «38» для откручивания крепления
храповика и универсальный фиксатор для шкивов;

- комплект накидных головок;
- отвертки;
- пассатижи;
- сухие тряпки.

Удобнее работы проводить на подъемном приспособлении, но
можно обойтись без него, сняв капот у машины или лежа на земле.
На подготовительном этапе обеспечиваем доступ к приводу ГРМ
и передней стенке блока цилиндров. Для этого ждем, когда остынет двигатель,
устанавливаем авто на ручной тормоз, выполняем следующие действия:
- Спускаемся под машину и снимаем защиту картера.
- Откручиваем нижнее крепление генератора.

- В моторном отсеке демонтируем корпус воздушного
фильтра, прикрученного на карбюраторе.

- Отсоединяем тягу педали газа и трос привода
подсоса, трубки, закрывающие крепления крышки клапанов.

- Откручиваем болты и снимаем клапанную крышку.

- Отсоединяем от вентилятора охлаждения штекер с
проводами и, выкрутив крепления, демонтируем устройство.

- Чтобы ослабить натяжение ремня, отворачиваем
гайку на крепежном кронштейне и монтировкой пододвигаем агрегат к блоку
цилиндров.

- Теперь можно снять ремень.
- Очищаем узлы от загрязнений и масляных пятен,
чтобы после демонтажа крышки ГРМ в поддон картера не попали инородные тела.
Демонтаж и установка нового цепного привода
При замене цепного привода ГРМ нужно строго придерживаться
пошаговой инструкции:
- Спустившись под машину, откручиваем ключом на
«36» гайку на храповике, при этом люым подходящим инструментом фиксируем шкив.

- Поддевая шкив отверткой с плоским лезвием
демонтируем его.

- Открутив 6 болтов и 3 гайки, снимаем переднюю
крышку узла.

- Отгибаем края стопорных шайб и откручиваем болты
крепления шестеренок.

- Совмещаем выступ на распредвале с меткой на
верхней звездочке.

- Далее снимаем плунжерное устройство и
успокоитель цепи, открутив крепежные болты. - Когда проверены метки и ослабла цепь,
выкручиваем полностью болты и демонтируем звездочки.

- Опускаем цепь вниз, вывинчиваем ограничитель,
демонтируем цепь и малую шестеренку вместе со шпонкой.

- Затем откручиваем башмак натяжного устройства.
Монтаж цепи и запасных деталей выполняем по следующему
алгоритму:
- Очищаем ветошью все рабочие поверхности,
прикрываем картер тряпкой. - Устанавливаем новые шестерни на привод.
Смазываем новую цепь и опускаем ее в свободное пространство головки
цилиндров. - Подвешиваем цепь на какой-нибудь инструмент,
чтобы она не упала.

- Проверяем совпадение меток на коленвале и
корпусе блока цилиндров, насаживаем малую шестеренку и надеваем на нее цепь.

- Устанавливаем новые детали натяжного устройства.
- Подтягиваем болты звездочек и надеваем на них
цепь. - Устанавливаем плунжер и регулируем натяжение
цепного привода. Еще раз проверяем метки. - Дальнейшая сборка выполняется в обратной
разборке порядке.
Чем больше опыта, тем быстрее проходит процедура. У квалифицированного специалиста процедура замены на «шестерке» займет не более трех часов, у малоопытного автолюбителя, конечно, больше. Поэтому для ремонта нужно выделить день, чтобы все выполнить, не спеша и качественно. Обязательно нужно перед запуском двигателя проверить метки.
Как заменить цепной привод ГРМ на ВАЗе.