Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101



Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

На ВАЗ 2101 для передачи крутящего момента от коленвала распредвалу и синхронизации их работы установлен цепной привод ГРМ. Хотя он считается надежным со временем элементы изнашиваются, появляются характерные признаки, по которым можно сделать вывод, что детали нужно менять. Провести ремонт цепи ГРМ на ВАЗ 2101 можно собственноручно, руководствуясь рекомендациями специалистов.

Конструкция цепного привода

Основное назначение устройства – синхронизация работы двух валов: коленчатого и распределительного. Благодаря их вращению двигаются поршни в цилиндрах, происходит открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Если нарушается синхронность, клапана встречаются с поршнями, что приводит к повреждению деталей. От состояния каждого элемента, которые входят в конструкцию привода ГРМ, зависит качественное выполнение функций, возложенных на механизм.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Конструкция цепного приводного механизма состоит из:

  • Двурядной цепи. Они изготавливается из металлических,
    соединенных между собой звеньев. На «копейке» устанавливается цепь, имеющая 114
    звеньев. Цепь по сравнению с ременной передачей более надежна и долговечна.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Натяжителя. Его задачей является поддержание
    цепи во время работы мотора в необходимом натяжении. Он может быть
    автоматический, гидравлический и механический. Первый вид не требует
    постоянного натяжения, так как это выполняет автомат. Минусом устройств
    является большая стоимость и небольшой срок службы. Работа гидравлических механизмов
    основана на подаче под давлением смазочного вещества из системы смазки. При
    недостатке смазывающей жидкости, механизм может подклинивать. На классических
    моделях ВАЗа устанавливаются механические натяжители, требующие постоянной
    регулировки. Недостатком устройств является засорение остатками износа, что
    является причиной подклинивания плунжера, устройство не выполняет своих функций
    по натяжке.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Успокоителя.
    Служит, чтобы погасить колебания
    цепи, не допуская ее соскакивания с шестерен ГРМ. Если устройство выйдет из
    строя, привод может оборваться. Это возможно при высоких оборотах двигателя.
    Успокоитель – это металлическая пластина с отверстиями для крепежных болтов.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Башмака натяжителя. Он находится напротив успокоителя и служит также для натяжения и успокоения цепи. Для его изготовления используется специальный полимер, благодаря которому изделием имеет высокую прочность и износостойкость.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Симптомы неполадок в цепном механизме

Для проверки технического состояния деталей привода ГРМ,
придется частично разобрать двигатель, так как механизм находится внутри. Неполадки,
которые появились с деталями устройства можно определить по характерным
признакам.

Слышится шум от цепи в виде стуков, металлического скрежета,
посторонних звуков при работе двигателя. Необходимо выяснить причину
возникновения этих шумов и устранить их. Если на это не обращать внимания,
увеличивается износ комплектующих, что приведет к дорогому ремонту или обрыву
цепи.

Причиной шума цепи часто является натяжитель. Он не
натягивает как положено цепь, при работе силового агрегата появляются звуки,
напоминающие работающий дизель. Появляются такие звуки в основном при работе на
холостых оборотах.

На износ деталей привода оказывает влияние следующие
факторы:

  • некачественно выполненный ремонт;
  • недостаточное давление моторного масла;
  • нарушение регламента проведения технического
    обслуживания;
  • использование деталей низкого качества.

Во время эксплуатации транспортного средства газораспределительная цепь изнашивается и растягивается.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Растянутая цепь может перескочить через несколько зубьев на
звездочках одного из валов. Если это происходит, зажигание сбивается, силовая
установка начинает работать неустойчиво. Необходимо проверить детали и заменить
поврежденные.

Инструкция по ремонту цепного механизма ГРМ «копейки»

Цепной привод газораспределительного механизма на ВАЗ 2101
состоит из ряда комплектующих, от исправности которых зависит, насколько
эффективно устройство будет выполнять свои функции. Поэтому необходимо
проверять каждую деталь и ремонтировать либо заменять на новую.

Для выполнения ремонтных работ необходимо приготовить:

  • набор отверток;
  • комплект ключей и головок;
  • крюк из металлической проволоки;
  • новые детали.

Меняем успокоитель

Замена осуществляется поэтапно:

  • Выкручиваем крепежные элементы и демонтируем короб воздушного фильтрующего элемента.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Откручиваем крепежные элементы и убираем трос, который управляет воздушной заслонкой карбюратора.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Далее снимаем рычаг с тягой, находящийся на крышке клапанов.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Выкручиваем крепеж и снимаем крышку ГБЦ.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Ослабляем крепежную гайку натяжителя.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Чтобы ослабить цепь, с помощью длиной отвертки надавливаем на башмак и отжимаем его.
  • Держим башмак и подтягиваем крепежную гайку натяжителя.
  • Вынимаем успокоитель, захватив его металлическим крючком за ушко.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Выкручиваем два крепежных винта успокоителя.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Прокручиваем шестеренку распределительного вала по движению часовой стрелки, ослабляем цепь и демонтируем успокоитель.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Устанавливаем новый успокоитель и возвращаем на посадочные места снятые детали.

Меняем натяжитель

Он находится над водяным насосом. Меняем его по алгоритму:



  • Выкручиваем болты крепления натяжителя к ГБЦ и извлекаем, не забывая снять прокладку.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Зажимаем изделие в тиски, откручиваем фиксатор.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Осматриваем цанговый зажим. Лапки не должны иметь повреждений. При их наличии устанавливаем новый натяжитель.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • При установке новой детали в ГБЦ, сначала нужно максимально погрузить плунжер натяжителя и завернуть гайку.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Затем вставляем натяжитель на прежнее место и закручиваем крепеж.

Меняем башмак

Процедура замены представляет собой последовательность
шагов:

  • Снимаем защиту с двигателя.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Ослабляем гайку натяжения ремня подвесного оборудования и демонтируем ремень.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Откручиваем крепеж и снимаем вентилятор радиатора охлаждения.
  • Специальным ключом срываем гайку крепления шкива и выкручиваем ее полностью.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Демонтируем шкив.
  • Откручиваем крепеж спереди поддона.
  • Выкручиваем крепежные элементы и убираем крышку ГРМ.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Откручиваем фиксирующий болт и вынимаем башмак.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Башмак для замены монтируем на штатное место и возвращаем снятые. На заключительном этапе необходимо отрегулировать натяжение цепи.

Меняем цепь

Сначала осуществляем разборку, чтобы демонтировать цепь:

  • Повторяем действия, которые выполняли при замене успокоителя и башмака до их демонтажа.
  • Вращаем коленчатый вал до совпадения меток на крышке ГРМ с меткой на валу.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Необходимо также совместить метки на шестеренке распределительного вала с выпуклостью на корпусе.

Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • На стопоре шестеренки распредвала, отгибаем с помощью отвертки края.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Включаем четвертую скорость и ставим авто на стояночный тормоз.
  • Ослабляем крепежный болт звезды распределительного вала.
  • Отгибаем края стопора, расположенного на крепежном болте шкива вспомогательного оборудования.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Выкрутив болт крепления, снимаем звездочку подвесного оборудования.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Полностью отворачиваем ограничительный палец.
  • Откручиваем крепеж шестерни распредвала и снимаем ее, приподняв цепь.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Глубоко опускаем цепь и снимаем ее со всех шкивов.
  • Далее проверяем совпадение меток коленчатого вала и блока цилиндров.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101

Далее проводим установку новой цепи, соблюдая такую
последовательность шагов:

  • Накидываем новую цепь на шкив коленвала.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Затем надеваем ее на шестеренку подвесного оборудования. 
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Затем шестерню с надетой цепью надеваем на вал привода и слегка закручиваем крепежный болт.
  • Цепляем цепь на крюк и поднимаем ее до шестерни распредвала.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Накидываем цепь на шестеренку распределительного вала, а затем устанавливаем ее на вал ГБЦ.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • Контролируем соответствие меток и степень натяжения цепи. При необходимости выполняем регулировку.
  • Наживляем крепежный болт шестеренки распредвала.
Ремонт цепного привода ГРМ на ВАЗ 2101
  • На следующем этапе устанавливаем на посадочные места демонтированные комплектующие. 
  • Включаем нейтралку и крутим коленвал в сторону его вращения. Контролируем совпадение меток.
  • Затягиваем гайку, фиксирующая натяжитель.
  • Включаем скорость и закручиваем до конца все крепежные болты на шестеренках. 
  • Оставшиеся элементы монтируем в обратном демонтажу порядке.

При эксплуатации автомобиля ВАЗ 2101 нужно проверять состояние привода ГРМ и менять изношенные или поврежденные детали. Также следует контролировать натяжение цепи ГРМ.

Замена ремня ГРМ на вазовской классике.