Механическая коробка передач: принцип работы для чайников



Что такое механическая коробка передач и её принцип работы для чайников, плюсы и минусы МКПП. Разберем более подробно в этой статье.


Механическая и гидромеханическая коробка передач — что это такое


Машина – организм достаточно сложной концепции. В его основе шасси лежит трансмиссия, ходовая часть, тормозная система и рулевое управление. Каждая деталь тесно взаимосвязана с остальными и имеет свое особое значение в запутанной системе.


Если двигатель – сердце автомобиля, то именно в трансмиссии находиться его рычаг для запуска – КПП.


Разберём, зачем предназначена сама коробка передач:



  1. Для смены в широком диапазоне крутящего момента, который передается от сцепления до карданной передачи автомобиля.

    Проще говоря, механизм позволяет сдвинуть машину с места, а так же изменить скорость движения, при помощи переключения передач (например, с первой на вторую, или с третьей на вторую).

  2. Для изменения направления вращения карданного вала;

    Это подразумевает собой движение задним ходом, с чем мы встречаемся при парковке или развороте.

  3. Для разъединения сцепления от карданной передачи.

    Образец «холостого хода» — работающий двигатель не развивает достаточно мощных оборотов, чтобы машина поехала.


Механическая коробка передач имеет такой принцип работы: водитель, чтобы задействовать передачу перемещает рукоятку в салоне.


Механическая коробка передач: принцип работы для чайников


Этим он заставляет шестерни или по очереди зацепиться с зубчатыми колёсами, или при помощи синхронизатора блокироваться на валу.


Поскольку операция происходит при помощи человека, механическая коробка так и получила свое название.


В случае с гидромеханической КП это же действие осуществляется автоматически, без использования водителем педали сцепления, которая просто-напросто отсутствует.


Устройство механической коробки передач


Как бы стремительно эволюция автомобиля не развивалась, а на сегодняшний день механическая система не спешит уступать свое место электромеханической трансмиссии. МКП используется в образцах разных поколений отечественных автомобилей, таких как ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-5335, ГАЗель-3302.


В зависимости от количества передач при движении вперёд различают три-, четыре-, пяти- шести-, семиступенчатую коробку.


Устройство механической коробки передач состоит из таких главных ингредиентов:



  • шестерни и зубчатые колёса: ними выполняется непосредственная передача крутящего момента (цепная реакция любого механизма, например, часов).

  • ведомый вал: своеобразный «портал» для крутящего момента от коленвала до ведущих колёс.

  • промежуточный вал: размещает на себе шестерни, которые находятся в постоянном контакте с «напарниками» на конце ведущего вала.

  • синхронизаторы: выравнивают частоту вращения шестерен, что включаются, и блокирует одну из них на валу.

  • картер КП: ванночка для масла, без которого трение напрочь убило бы детали.

  • другие компоненты, в числе которых муфта, вилки, масляный насос, картер сцепления и др.


Для предотвращения включения двух передач одновременно, предусмотрен замок – блокирующее устройство, а для устранения произвольного движения назад специальный предохранитель.



Гидромеханическая коробка передач — что это такое


Нынешние производство транспортных средств радует покупателей новыми технологиями, которые заметно упрощают процесс вождения. Одной из них является автоматическая коробка передач.


На больших грузовиках, таких как БелАЗ, или автобусах ЛиАЗ, ЛАЗ применяется эта технология. Но давайте разберёмся: гидромеханическая коробка передач — что это такое?


ГМП совмещает в себе функции сцепления и коробки передач. Она убивает одним выстрелом двух зайцев, или говоря иными словами: работает за двоих. Таким образом переключение является полностью или же частично автоматическим.




Гидромеханическая АКПП характерна такими составляющими:



  1. Двухступенчатой механической коробкой передач с автоуправлением;

  2. Гидротрансформатором (ГТ).


ГТ, находясь между двигателем и МКП, служит для самодействующего изменения передаточного числа и крутящего момента.


Когда его частота вращения достигает пикового числа, он переходит в режим гидромуфты. Другими словами – прекращает менять крутящий момент, и автомобиль плавно набирает скорость.


Групповая работа коробки передач с гидротрансформатором совершается благодаря объединению с приводом дроссельной заслонки. В целом за конструкцией эта система достаточно сложная и имеет целый ряд пневматических, электрических и гидравлических механизмов.


Механическая коробка передач: принцип работы для чайников


Для того, чтобы разобраться как работает механическая коробка передач достаточно представить несложную систему.


Вал с шестернями напоминает украшение: есть бусинки с зубцами (они же шестерни) нанизанные на основу (вал). И таких украшений два (хотя ныне более распространенные трёхвальные варианты).


Правильно расположив их в механизме, при взаимодействии шестерни на параллельно размещённую «бусинку» другого вала происходит изменение передаточного числа.


Оно в свою очередь определяется числовым отношением зубцов ведущей шестерни к количеству ведомой. Каждая «бусинка» имеет свое число, поэтому комбинации не однотипные.


Водитель при помощи рычага сам выбирает, какое зубчатое колесо приступит к работе. Рукоятка для переключения скоростей распоряжается ходом передач по ведомому валу. Проще говоря, она двигает «бусинки» к их партнёрам на выходном валу.


Для менее шумной работы в «механике» зубцы на производстве изготовляют под определённым углом и называют их косозубыми.


Что показывает практика


Механическая коробка передач: принцип работы для чайников


Преимущества МКПП


Люди отдают предпочтение машинам с механическим приводом из-за массы положительных факторов.


Дело не только в сравнительно небольшой массе и простоте конструкции, а в том, что при этих показателях себестоимость трансмиссивного агрегата является относительно небольшой.


Авто с «механикой» расходует топлива меньше, чем его популярные заместители «автоматы». К тому же, последние уступают МКП в динамичности разгона и уровню КПД.


Открытая, понятная конструкция механической коробки передач делает скидку владельцу касательно обслуживания или ремонта. Не создает хлопот с отдельной системой охлаждения.


Часто можно услышать, что обучение езде стоит начинать именно на машине с такой коробкой передач и это так. Ведь если человек обуздает лошадь, ничто не стоит ему пересесть на осла, что в обратном случает весьма тяжело.


Минусы


Своими большими по значимости, но малыми по количеству недостатками МКПП уступает гидромеханической КП. Минусы «механики» заключаются в следующих фактах:



  • необходимо иметь достаточный запас навыков, чтобы сдвинуться с места без рывков;

  • при интенсивном движении на дорогах оперировать механической коробкой переключения передач затруднительно;

  • плавно изменить передаточное отношение ступенчатых трансмиссий практически невыполнимо;

  • для переключения скоростей необходимо дополнительно отвлекаться на нажатие педали, чтобы разъединять сцепление;


Интересно, что в некоторых страна разницу между «механикой» и «автоматом» воспринимают настолько серьезно, что выдают специальные права для авто с МКПП, либо для машины с полуавтоматом.


Гидромеханическая КП стала рывком для современной «автоначинки», а это значит, что миру в будущем предстоит узнать много новинок. Остается главный вопрос: забудут ли при этом «механику»?