Нормы расхода топлива на 2018 год: таблица от Минтранса



Налогооблагаемая часть прибыли предприятия зависит от общего дохода за вычетом затрат на обеспечение производственной или коммерческой деятельности.


Значительную часть этих вычетов составляет содержание оборудования или транспорта, в частности — потребление ГСМ. Логистика большинства современных предприятий основана на использовании автотранспорта, для некоторых фирм это — единственно возможный способ доставки или перемещения продукции, людей или товаров.


Списание горючего должно быть обоснованным, иначе возникнет возможность злоупотреблений. Величина потребления топлива — сложный вопрос, зависящий от многих факторов.


Одна и та же техника в разных условиях использует разное количество горючего, что требует постоянного учета и контроля. Осуществление плотного наблюдения при большом количестве автомобилей слишком сложно, поэтому введены специальные нормы потребления ГСМ.


Нормы расхода топлива на 2018 год (таблица от Минтранса)


Для обоснования размеров списания ГСМ введены нормы расхода топлива на 2018 год, таблица значений расхода, поправочные коэффициенты и их граничные величины. Задача введения этих стандартов — получить данные для всех марок автомобилей, отражающие усредненные показатели потребления топлива.


Эти данные используются в разных целях:



  • Расчет себестоимости.

  • Учет износа материальной части транспорта.

  • Расчет налогооблагаемой части прибыли.


Необходимо учитывать, что эти данные не являются значениями, предписанными к обязательному использованию в расчетах. Затраты ГСМ — хозяйственный вопрос каждой организации, который она вольна решать по своему усмотрению.


Но для работников налоговой инспекции требуется обоснование размеров списания топлива, поскольку это уменьшает налогооблагаемую часть доходов.


Нормы расхода топлива на 2018 год: таблица от Минтранса


Таблицы Минтранса дают возможность получить данные для расчета потребления горючего для разных типов и марок автомобилей, предоставляют величины поправочных коэффициентов, учитывающих специфику и условия эксплуатации.


Использовать в расчетах данные завода-изготовителя не следует, поскольку они отображают расход горючего в идеальных условиях, реальная трасса и заводская лаборатория — разные вещи. Кроме того, надо учитывать возраст и степень износа двигателя, условия работы, нагрузку и т.д.


Наличие в характеристиках автомобиля данных по городскому, загородному или смешанному циклу потребления горючего не может корректно отражать фактические величины.


Если на предприятии принимается расчет использования горючего на основании заводских характеристик, то разница в фактических и расчетных данных будет заметна сразу, причем с тенденцией к возрастанию.


Базовые нормы расхода топлива


Количество использованных ГСМ при движении на трассе значительно отличается от затраченного на преодоление такого же расстояния, но в городских реалиях. Для ведения расчетов требуются данные, дающие более усредненные показатели, которые могут быть использованы для общих случаев. Такими значениями стали базовые нормы расхода топлива.


Нормы расхода топлива на 2018 год: таблица от Минтранса


Они определены при помощи дорожных испытаний и позволяют более корректно отражать издержки в реальных обстоятельствах. Базовые значения не учитывают специфики местности, дорожные условия, климатические или иные факторы, поскольку в разных регионах они значительно отличаются друг от друга. Учет ведется в литрах на 100 км, в таблице собраны показатели по всем использующимся маркам грузового и легкового автотранспорта.


Как рассчитать норму расхода топлива


Эксплуатация автотранспорта происходит в различных режимах работы, в значительной степени влияющих на использование ГСМ.


Как рассчитать норму расхода топлива, если фактическое использование существенно отличается от табличных значений и требует принять во внимание массу дополнительных обстоятельств или факторов?


Министерство транспорта предлагает формулу расчета, представляющую собой произведение базовой нормы на величину пробега и на поправочный коэффициент:


А = 0,01 · Б · L · K


A — нормативная величина потребления ГСМ.


Б — базовый расход горючего.


L — величина пробега.


K — поправочный коэффициент.


Необходимость такого расчета связана с большими расхождениями потребления ГСМ для зимних или летних условий, для движения по трассе или в городе и т.д.


Большое значение имеет, используется ли кондиционер, качество или конфигурация автотрасс, высота над уровнем моря. Все эти факторы учитывает поправочный коэффициент, который предоставляет возможность максимально приблизить расчетные показатели к фактическим.


Расчет нормы расхода топлива дает возможность обоснования величины списания ГСМ в зависимости от имеющихся дорожных, климатических или эксплуатационных условий и снять все вопросы относительно возможных расхождений в показателях из разных источников.


Дополнительные виды нормативов


Помимо базовой нормы Минтранс вводит такие понятия, как:



  • Транспортная норма.




    Она основана на базовом показателе использования ГСМ с учетом влияния перевозимого груза (массы, наличия прицепа или пассажиров). Примером может послужить разница в потреблении топлива груженым транспортом, везущим массивный прицеп, или же при движении порожнего самосвала.

  • Эксплуатационная норма.

    Может быть основана как на базовых, так и на транспортных значениях с учетом особенностей эксплуатации автомобиля в данной местности, климатических условиях и т.д. Например, при движении по извилистым дорогам, «серпантинам», когда постоянно приходится притормаживать, используется намного больше горючего, чем на прямых участках трассы. Также при работе кондиционера или обогревателя требуется дополнительное горючее, что меняет показатели.


Использование этих нормативов позволяет не пересчитывать каждый раз базовые значения, а использовать скорректированные данные для определенных условий, специфики или местности. Появляется возможность сократить расчеты, исключить возможность ошибок.


Нормы расхода топлива на 2018 год: таблица от Минтранса


При изменениях, появлении дополнительных специфических факторов, влияющих на величину потребления горючего, эти нормативы могут быть пересчитаны и подкорректированы, но все изменения должны быть экономически и технически обоснованы, иначе у работников налоговой инспекции возникнут вопросы и сомнения в достоверности предлагаемых данных.


Величина поправочных коэффициентов регламентирована Минтрансом, выражена в процентах от базового значения и утверждается приказом руководства предприятия.


Применение нормированных значений потребления ГСМ позволяет упростить отчетность, обосновать количество списанного топлива, а также — снизить риск злоупотреблений.


Существующие коэффициенты, учитывающие условия работы двигателей, наличие дополнительного оборудования, расстояния или сложность эксплуатации позволяют достаточно полно отражать существующее потребление топлива, исключая возможность нецелевых затрат или перерасхода.


Примечательно, что употреблять в отчетности нормативные значения не обязательно, разрешается использовать фактические значения, но для этого придется иметь подтверждающие документы — чеки, корешки квитанций и т.д. — то есть все документы, способные обосновать расход и списание горючего.


Для небольших фирм, не обладающих множеством автомобилей, такой вариант может оказаться более выгоден.


В любом случае, способ ведения отчетности по расходу ГСМ — выбор руководства и бухгалтера, налоговый кодекс не регламентирует этот вопрос слишком плотно. Главной задачей видится точность и обоснованность списания материалов.