Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт



Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт

«Копейка» давно стала легендой российского автопрома. Несмотря на прошедшие десятилетия, ее можно встретить у многих автолюбителей в гараже. Естественно, необходимо постоянно следить за ее состоянием. Кузов ВАЗ 2101 металлический, поэтому подвержен коррозийным процессам, последствия которых надо уметь ликвидировать. Кузовной ремонт можно сделать в домашних условиях, имея сварочный аппарат и опыт работы на нем.

Когда необходим кузовной ремонт

После долгих лет эксплуатации деформируется каркас под
механическим воздействием на него, у автомобиля нарушается геометрия. Поэтому
необходимо устранить деформацию кузова и его элементов. Это одна из причин необходимости
проведения ремонтных работ.

Второй является коррозия. Корпус машины постоянно находится
под агрессивным воздействием окружающей среды. Можно выделить основные причины
гниения кузова:

  • механические повреждения в результате ударов,
    столкновений, ДТП;
  • конденсат, вызванный резкими перепадами
    температур;
  • авто находится постоянно под открытым небом или
    хранится в плохо проветриваемых сырых помещениях;
  • езда по зимним дорогам, посыпанным специальными
    реагентами против гололедицы;
  • скопление влаги под элементами тюнинга, в
    закрытых плохо проветриваемых местах;
  • редкая мойка приводи к скоплению грязи в
    полостях каркаса.

Наиболее слабым местом автомобиля являются пороги, колесные
ниши, лонжероны, навесные элементы они быстро гниют, так как постоянно подвержены
механическому повреждениям и агрессивному воздействию окружающей среды.

Устранение деформаций корпуса

Для выпрямления элементов кузова необходимо приготовить
специальные инструменты и профессиональное оборудование. Это осложняет ремонт в
домашних условиях, но при наличии необходимого инструментария и помощника
выполнить его своими руками реально.

Из инструментов нужны:

  • ножовка по металлу;
  • приспособления для фиксации элементов во время
    сварки;
Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт
  • болгарка;
Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт
  • киянки;
  • резиновый молоток;
  • инструмент, вытягивающий вмятины;
Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт
  • сварочный аппарат.

Перед работами по исправлению деформаций проверяем геометрические размеры кузова, чтобы после восстановления геометрия соответствовала изначальным параметрам. Контрольные точки указаны в мануале ВАЗ 2101.

Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт

Ремонт поврежденных поверхностей осуществляется следующими
способами:

  • механическим;
  • термическим;
  • припоем;
  • быстро затвердевающим пластическим материалом.

Механическое восстановление предполагает рихтовку, растяжку
и выдавливание кузовных деформированных частей. Определяем места, где
необходимо будет приложить усилия для ликвидации перекосов. Закрепляем
приспособления для правки, устанавливаем растяжки с подобранными захватами.
Используя силовой орган осуществляем вытяжку поврежденных элементов и узлов.
Процесс занимает много часов, а порой и дней.

Вмятины устраняем вручную с помощью специальных инструментов: молотков, киянок, правок и упоров.

Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт

а) исправление деформации прижимным рычагом;

б) выравнивание вмятины с помощью прижимного рычага и
молотка;

в) введение прижимного рычага между коробом и вмятиной на
панели и вырывание ударами молотка;

г) выравнивание вмятин скрытых полостей переднего крыла,
дверей и капота.

Пример правки нагретых деталей представлен на нижнем рисунке.

Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт

К некоторым кузовным элементам невозможно подобраться. В этом случае на наружной стороне вмятины приваривают металлические штыри и с помощью рычага вытягивают металл, постукивая по краям вмятины. Когда вмятина выпрямится, штыри срезаем, это место завариваем и зачищаем болгаркой. На заключительном этапе неровности выравниваем полиэфирной шпатлевкой.

Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт

Пластические материалы наносят на зачищенную, шероховатую
поверхность. Участок, где будет наносится термопластик, предварительно
нагреваем. Затем тонким слоем наносим порошок, укатывая его металлическим
катком. Слои наносим до тех пор, пока не будет заполнена вся неровность. Когда
термопластик затвердеет, полученную заплату выравниваем и зачищаем.



Замена крыльев

На «копейках» с завода установлены металлические крылья.
Многие владельцы в настоящее время заменяют их на пластиковые, чтобы уменьшить
вес машины и повысить аэродинамические характеристики. Пластик более хрупкий,
но зато легкий и не подвержен гниению.

Покупать пластиковые крылья желательно у производителей
специализирующихся на изготовлении деталей на вазовскую классику. Это даст
возможность сэкономить время на подгонке и доработке элементов.

Закрепляют крылья из пластика на ВАЗ 2101 одним из 2-х
способов:

  • прикрутить саморезами;
  • зафиксировать с помощью клея.

Перед заменой желательно продумать эскиз будущего крыла.
Необходимо тщательно все вымерить, чтобы элементы идеально состыковывались друг
с другом. Даже небольшие зазоры между пластиковыми деталями и металлическим
кузовом отрицательно скажутся на дальнейшей эксплуатации и безопасности.

После подготовительных мероприятий приступаем к демонтажу
старых деталей. Рассмотрим процедуру замены переднего правого крыла:

  • Демонтируем передний бампер, капот, двери спереди.
  • Снимаем с крыла фонарь, поворотник, подфарник.
  • С помощью болгарки разрезаем места соединений крыла с передней стойкой, нижней частью кузова, панелью передка.
  • С помощью острого зубила вырезаем или высверливаем сварочные точки в местах, помеченных на рисунке красными стрелками.
Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт
  • Демонтируем крыло.
  • Следующий этап – установка пластикового крыла.
  • Примеряем деталь к месту установки, чтобы проверить, как оно станет.
  • Изнутри на места соприкосновения нового крыла с кузовом наносим слой специальной шпаклевки или намазываем клей.
  • Временно фиксируем верх детали с помощью винтов, предварительно просверлив дрелью в нужных местах отверстия.
Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт
  • Устанавливаем капот, проверяя в очередной раз, чтобы не было значительных зазоров. При необходимости выравниваем и подгоняем деталь.
  • Монтируем низ крыла, закрепляем его саморезами или винтами внизу и в местах состыковки с дверью.
Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт
  • После того как клей высохнет, винты, имеющие неэстетичный вид, можно вытащить, отверстия от них покрыть шпаклевкой, загрунтовать и закрасить.

Сварочные работы

Коррозийные процессы в течение продолжительной эксплуатации
разрушает металлические детали. В зависимости от степени разрушения применяются
разные способы восстановления поврежденного элемента:

  1. На первой стадии на процесс коррозии только
    начался. Проявляется появлением ржавчины на сколах и царапинах. Поврежденные
    места зачищаются абразивным кругом, после чего поверхность полируют.
  2. На второй стадии вспучивается лакокрасочное
    покрытие, так как коррозийные процессы равномерно распространяются по поверхности.
    Причина в плохой подготовке к покраске. Проводится зачистка поврежденных
    участков, наносится эпоксидная мастика холодного застывания.
  3. При значительных разрушениях, появлении дыр,
    раковин, пятен, после зачистки требуется лужение (напайка) или замена
    элементов.

Сварочные работы в гаражных условиях проводятся двумя
сварочными аппаратами: полуавтоматом, имитирующим точечную заводскую сварку;
инвертором.

Ремонт порогов

Перед работой с порогами необходимо проверить петли на
дверях и при необходимости выполнить ремонт. Зазор между порогом и дверью
должен быть ровным, иначе невозможно будет правильно установить новый элемент.

Замена путем сварки осуществляется поэтапно:

  1. Вырезаются сгнившие части с внешней стороны
    порогов.
  2. Удаляется пластина с дырками –усилитель.
  3. Тщательно удаляются остатки ржавчины, зачищаются
    поверхности.
  4. Выполняется примерка и подгонка нового
    усилителя.
  5. Деталь фиксируется с помощью струбцин и
    приваривается.
  6. Далее прикладывается порог, подгоняется под
    размеры.
  7. Наружную часть элемента крепят с помощью
    саморезов.
  8. Сварку начинают от средней стойки.
  9. После приваривания швы зачищают, грунтуют
    поверхность и красят под цвет кузова.

Восстановление днища

Для проведения сварочных работ на днище автомобиль
необходимо установить на подъемное приспособление, обеспечить качественное
освещение и пригласить помощника. Алгоритм по ремонту пола состоит из следующих
шагов:

  • Болгаркой с абразивным кругом шлифуем поврежденные места днища.
  • Вырезаем участки, которые слишком проржавели.
  • Выполняем замеры проблемных зон и вырезаем из тонкого металлического листа латки.
  • Очищаем рабочие поверхности и привариваем латки по всему периметру.
Улучшаем внешний вид ВАЗ 2101 – кузовной ремонт
  • После сварки все швы зачищаем и обрабатываем антикоррозийным средством.

Сварочные работы по кузову предполагают также ремонт лонжеронов
и балки.

После кузовного ремонта автомобиль красят.

Кузовной ремонт ВАЗ 2101 (подробно 3 части).